Страница обновлена 23.04.2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Ярославской области

Страница обновлена 23.04.2016
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Ярославской области

Скачать полный текст Истории Вятской школы

Архивная справка
об истории Вятской школы в начале XX века

Здание волостного правления, в котором размещалось Вятское народное училище.
Начало ХХ в.

Ученики Вятского четырёхклассного начального
училища с учителем Г.А. Пашковым.
Начало ХХ в.

Педагогический коллектив Вятской школы.
1930-е годы

Первый выпуск 10-го класса. Июнь 1941 года

Педагогический коллектив Вятской школы.
1940-е годы

Педагогический коллектив Вятской школы.
1950-е годы

На одном из географических вечеров. 1960-е гг.

Биографии учителей и директоров:

История Вятской школы

Истоки

Село Вятское находится на востоке Ярославской области в 30 километрах от города Ярославля в пределах Костромской низины.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Наиболее значительное из сёл Даниловского уезда Вятское, имеющее 1000 жителей, 2 православных церкви, 2 богадельни, много каменных домов, мощёные улицы, так что село может быть названо небольшим городком».
Именно здесь было открыто в 1842 году первое в Даниловском уезде трёхгодичное народное училище. Оно помещалось в общественном здании вместе с волостным правлением. Здание было двухэтажным и стояло на горе перед Воскресенской церковью; школа располагалась на втором этаже.
Из перечня, приводимого в отчётных ведомостей о состоянии школ за 1866 год, легко представить обстановку в классе, где проходило обучение крестьянских ребятишек: четыре стола со скамьями, стул учителя, в углу шкаф, икона на стене. Учителем былАндрей Дмитриевич Тихомиров, окончивший курс семинарии в 1851 году, учащихся 42 человека, из них 30 мальчиков, 12 девочек.
В середине 60-х годов, в эпоху «Александровских реформ», система начального образования видоизменилась. На баланс земских структур переданы все сельские уездные училища, находившиеся в ведении Министерства государственных имуществ. И Вятское народное училище с 1865 года стало именоваться начальной земской школой. Вятская начальная земская школа была одноклассной (обучение в ней велось 3 года). Крестьяне предпочитали одноклассные школы, что связано было с ранним приобщением детей к сельхозработам.
Интерес народа к образованию рос. Если мы проанализируем статистические данные по Вятской начальной школе, то убедимся в этом: 1866 год — 42 учащихся, 1878 год — 58 учащихся, 1883 год — 118 учащихся. С 1880 года в Вятской школе преподают уже 2 учителя.
По своим религиозным убеждениям население Вятской волости не было однородным, по данным «Епархиальных ведомостей» за 1885 год, наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда проживало в приходах именно вятских церквей.
Правительство считало просвещение мощным средством в ослаблении раскола. Поэтому не случайно именно в селе Вятском в 1908 году 28 сентября было открыто 4-х классное городское начальное училище.
Здание было выстроено специально: двухэтажное, каменное, с просторными классами, большими коридорами, широкой парадной мраморной белой лестницей. Постройка здания стоила 32 тысячи, принадлежало оно казне. Первый год обучалось 30 мальчиков. На следующий учебный год было принято ещё 12 мальчиков. Возраст детей от 12 до 15 лет. В одном здании со школой помещался буфет и общежитие.
Вятский старожил Чистяков Михаил Евлампиевич вспоминал: «В 1905 году со всех кирпичных заводов, что были в окрестностях Вятского, стали привозить кирпич к месту строительства, и за 3 года выросло красивое двухэтажное здание. Мне не пришлось в нём учиться: к этому времени я уже закончил Вятское трёхклассное церковно-приходское училище».

XX век: штрихи к портрету

Аксёнова В.А. вспоминала: «…Торжественно открывали Вятское четырёхклассное училище в сентябре 1908 года. Был тёплый осенний день. К зданию училища собрались все жители Вятского – взрослые и дети. На открытие приехал губернатор. На крыльце чинно стояли вятские купцы… Мне так хотелось поступить в новое училище, я плакала, просила отца посодействовать этому. Отец переговорил с купцом Лядовым, но тот сказал: «Хватит девчонке и трёхклассного у печки-то стоять, не порти ей жизнь».
1 января 1917 года был учреждён Даниловский отдел народного образования, состоял он первоначально из одного лица, в течение года в него были приглашены делопроизводитель и машинистка. Бюджет отдела оставался чрезвычайно скромным при растущей дороговизне.
Со времени Февральской революции началось в деятельности отдела некоторое оживление: созываются первые в уезде съезды по народному образованию, в мае месяце устраиваются инспекторские курсы по политпропаганде, значительно увеличивается число народных чтений, начинают понемногу оживать библиотеки. Однако финансовый вопрос вставал поперёк дороги всем начинаниям. Отделу приходилось отвоёвывать средства у земства, чтобы поднять дело народного образования в уезде.
По данным на декабрь 1920 года, педагогический коллектив Вятской школы состоял из 10 учителей, руководителем школы являлась Студитская Елизавета Александровна.
Период активного реформирования школы в Ярославской губернии начался в 1918 году и продолжался до 1921 года.
Первые классы гимназий, трёхклассные и четырёхклассные училища составили школу первой ступени. Повышенная образовательная школа была представлена семилетними и девятилетними школами.
«Школа в эти годы была на распутье: метод проектов, Дальтон план, программа ГУСа, метод целых слов, — писал в воспоминанияхДмитрий Дмитриевич Тимрот, — техникум мало чему научил в области педагогики, но зато мы все были включены в политическую и общественную жизнь страны: выезды со спектаклями, лекциями в деревню, жаркие споры на политические темы в прокуренных аудиториях». 5 декабря 1929 года Дмитрий Дмитриевич Тимрот был назначен учителем в Вятскую школу, прошёл курсы по переподготовке, поступил на заочное отделение в Ярославский педагогический институт, 1 сентября 1934 года «был выдвинут заведующим учебной частью, а школа стала огромной. Были годы, когда количество учащихся доходило до 1500 человек!»
16 декабря 1936 года газета «Приволжский колхозник» в числе лучших отмечала педагогов Вятской школы Троицкую Елену Ивановну и Титову Елизавету Владимировну. Вятские учителя вели широкую просветительную работу: выступали в клубе с лекциями, проводили литературные вечера, ставили спектакли.
О жизни Вятской школы в предвоенные годы вспоминает Павел Алексеевич Афанасьев, учительский сын (его мать, Афанасьева Нина Николаевна, преподавала пение, русский язык и литературу, отец, Афанасьев Алексей Иванович, — географию): «Я помню родителей постоянно занятыми работой: подготовка к урокам, проверка тетрадей, заботы по хозяйству. Здесь и огород, куры, гуси, овцы, козы, затем корова.
Помимо этого мать вела хор, сама аккомпанировала на рояле (такими-то руками) и с хором выступала на сцене, часто брала меня на спевки: не с кем оставить. Лица многих хористов я помню до сих пор…
Отец с Дмитрием Дмитриевичем Тимротом, учителем физики, завучем, оборудовали с помощью батарейного приёмника радиоузел Вятской школы. Установили антенну между двумя домами и сделали проводку. Мы слушали известия, физзарядку, интересные передачи».
Свой первый десятый класс Вятская школа выпустила в 1941 году. Их было 32 человека. Все комсомольцы. Учились добросовестно, класс был лучшим в школе, краснознамённым. Выпускной вечер состоялся 21 июня. «После выпускного вечера, — вспоминала Вера Дмитриевна Алфёрова, — мы отправились всем классом в лес. Радостные, полные надежд и планов возвращались поутру. Но что-то подозрительно тревожно на селе». А наутро была война. 11 юношей ушли на фронт, но были в этом классе и девочки, которые надели солдатские сапоги и гимнастёрки.
27 лет спустя, весной 1968 года, вятские школьники решили узнать о том, как сложилась судьба выпускников 1941 года. Отряд красных следопытов (как они себя тогда называли), возглавляемый Голосовой Лидией Ивановной, наметил схему маршрутов и тронулся в путь. Ребята встречались с теми, кто прошёл по трудным военным дорогам и вернулся в родные края, а также с родственниками тех, кто отдал жизнь за родину. Школьники-краеведы вели полевые записи, оформили стенд, 2 альбома, которые хранятся в школьном музее.
Нелёгким был наступивший 1941–1942 учебный год, но трудности понемногу преодолевались. На должность директора был назначен Дмитрий Дмитриевич Тимрот. Вятские учителя и школьники старались быть полезными. Однажды, вспоминает Нина Александровна Белоконь (Новикова), наш класс набрал 2 килограмма шерсти, из которой потом вязали носки и варежки и отправляли на фронт. Приютило село Вятское эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.
Кротова Лидия Александровна вспоминает: «У всех вятских ребятишек были друзья из детского дома, все старались пригласить их к себе домой, угостить картошечкой, огурцами». Когда Новикова Лида училась в 7 классе, она сидела за одной партой и дружила с девочкой, эвакуированной из блокадного Ленинграда, казашкой Алией Молдагуловой, которой впоследствии присудят посмертно звание Героя Советского Союза.
В 1951 году окончательно определил свою судьбу выпускник Вятской школы Новиков Сергей Михайлович, за плечами которого был уже химико-механический техникум и несколько лет работы на одном из предприятий Ярославля, он поступил в Московскую Духовную Семинарию и по окончании её — в 1955 году в Московскую Духовную Академию. 17 декабря 1958 года был принят в число братии Свято-Троицкой Лавры, пострижен в монашество с именем Симона. В 1972 году постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Святейшего Синода ему определено было быть епископом Рязанским и Касимовским. Впоследствии был возведён в сан архиепископа, затем митрополита. За свою деятельность на пользу служения Святой Церкви и по укреплению мира между народами отмечен многочисленными наградами.
В 1950-е годы приехали в Вятское выпускники пединститута: Голосовы Олег Николаевич и Лидия Ивановна, Котова Галина Александровна, Воронцова Софья Николаевна, Кокошкина Агния Васильевна, Урандина Мария Васильевна, Хомутовы Павел Константинович и Нина Степановна, Королёва Зоя Павловна, Райкерус Ольга Ивановна, Аксёнова Валентина Алексеевна, чуть позднее Петряевы Анна Фёдоровна и Анатолий Михайлович, Сончилеева Зинаида Степановна. Они на долгие годы определят лицо школы, её энергичный, лидерский, трудолюбивый характер.
С большой любовью они вспоминают тех, у кого учились педагогическому мастерству: Туманову Марию Дмитриевну, Королёву Нину Павловну, Марию Исааковну Пюненен, директора Дмитрия Михайловича Лебедева. Он, как считают многие из них, был прирождённым педагогом, воспитывал каждого молодого специалиста, очень хорошо разбирал уроки, мастерски вёл педагогические советы, умел направить коллектив, заставить работать.
Школа стала, благодаря их самоотверженному труду, духовным, культурным центром села. Они подхватили эстафету туристско-краеведческого движения.
Во главе туристско-краеведческой работы встали Голосова Лидия Ивановна, Хомутов Павел Константинович, Урандина Мария Васильевна. Голосова Лидия Ивановна ежегодно проводила консультации для учителей и учащихся, отправляющихся в поход по родному краю. Под её руководством ребята изучали теоретические и практические основы туризма, готовились команды на районные слёты, на которых учащиеся Вятской средней школы занимали, как правило, первые места.
Возможность проведения в таком масштабе туристско-краеведческой работы во многом была обусловлена поддержкой директора школы Макеева Юрия Васильевича, прекрасного педагога. Будучи великолепным хозяйственником, он заменил печное отопление водяным, построил котельную, школьную столовую, гараж, тир, отремонтировал пришедшие в ветхость учительские домики, при нем начала формироваться лесопарковая зона.
Успехи команды Вятской средней школы являлись следствием не только глубоких знаний по учебным дисциплинам, но и хорошей физической подготовки, которую обеспечивал преподаватель физкультуры Хомутов Павел Константинович. При скромном финансировании школы он создал базу для лыжной подготовки, из списанного Вятским СПТУ оборудования собирал лыжные комплекты, сам подшивал лыжные ботинки. И каждый ученик был обеспечен на уроке ботинками и лыжами нужного размера.
Венцом каждого учебного года были общешкольные туристические слёты, на которых школьники демонстрировали умение ходить по азимуту, ориентироваться на местности, оказать первую медицинскую помощь, быстро уложить рюкзак и поставить палатку, разжечь костёр, преодолеть различные препятствия, приготовить обед, оставить место туристического слёта в чистоте и порядке. На каждый класс выделялись вёдра, палатка, оборудование для костра. А впереди у ребят было туристическое лето…
Вятские школьники могли выбрать себе кружок на любой вкус: Райкерус Ольга Ивановна вела кружок любителей немецкого языка, ставила со своими питомцами сказки на немецком языке, Сончилеева Зинаида Степановна — лингвистический, Котова Галина Александровна — кружок кинолюбителя, Васильева Елизавета Петровна — математический, Голосов Олег Николаевич — кружок тяжелой атлетики, химический, филателистический. Ребята, занимавшиеся в химическом кружке, были участниками областных олимпиад. Ученик 9 класса Голосов Александр, победитель областной олимпиады, был участником республиканской олимпиады в г. Воронеже, и за успехи в изучении химии был награжён путевкой в лагерь «Орлёнок». Кружковец Саша Милков за участие в областной филателистической выставке был награждён грамотой и поездкой в лагерь «Орлёнок». Вятские школьники могли углубить знания по любому предмету, так как их педагоги обладали высоким профессиональным уровнем.

В статье «С гордостью за Родину» заместитель директора по воспитательной работе Вятской школы Урандина Мария Васильевна писала: «Главная задача школы — дать детям глубокие и прочные знания по основам наук, подготовить их к самостоятельному познанию жизни. Эта задача сопряжена с множеством проблем воспитательного характера. Среди них главнейшей является воспитание гражданственности… История Вятской средней школы включает немало событий, которые стали живым, незабываемым примером гражданственности, мужества, трудолюбия…»

Мальцева Н.Ю., директор Музея русской предприимчивости в с. Вятское.